видеокомпьютер |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фильтр Wavelet Noise Reduction настройка и особенности применения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Фильтр Wavelet Noise Reduction (WNR) реализует относительно новый и перспективный метод: представление сигнала как совокупность элементарных волн - вейвлетов. По сравнению с другими распространенными фильтрами шумоподавления, WNR работает не в пространственном, а частотном представлении изображения. Это делает его весьма эффективным для подготовки материала к дальнейшему сжатию, т.к. в алгоритмах MPEG и MJPEG сигнал представлен подобным образом. Не меньшее значение имеет тот факт, что природа очень многих шумов в аналоговой аппаратуре имеет гармонический характер, а это, в свою очередь, существенно облегчает их фильтрацию именно в частотном представлении. Вот что говорят об этом фильтре разработчики: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
WNR может удалять спектральные компоненты шумов в трех различных частотных диапазонах, независимо для осей X,Y и компонент Y, Cr, Cb. Анализируя спектральные составляющие изображения фильтр обрезает их в соответствии с установленными параметрами. В нормальном видеосигнале обычно отсутствуют спектральные компоненты с амплитудой превышающей остальные, это признак шумов, которые WNR способен удалить без добавления заметных артефактов в изображение. В качестве примера предположим, что на изображении есть интерференционная сетка в виде вертикальных полос (такое может быть из-за помех от электросети на телевизионный кабель). В этом случае по горизонтали яркость меняется с определенной частотой, то есть горизонтальное расстояние между двумя полосами всегда одинаково. Все другие изменения яркости вызваны собственно изображением и обычно имеют случайный характер. На общем фоне амплитудно-частотной характеристики будет виден пик, соответствующий помехе от сети, который можно убрать этим фильтром. Другой пример - макроблоки, вызванные некачественным кодированием MPEG. Это квадраты по 4, 8, 16 пикселей, которые также четко представлены своими частотами. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополняют эту картину весьма развитые средства настройки и контроля параметров. И несмотря на то, что восемнадцать регулировок чувствительности фильтра немного шокируют, работать с WNR очень легко и удобно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление и настройка параметров WNR |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчики рекомендуют настраивать WNR следующим образом:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Очень полезной особенностью WNR является возможность непосредственной оценки изменений, внесенных фильтром в исходное изображение (режим Diff). Именно этот режим я рекомендую использовать для настройки фильтра. В отличии от High, который рекомендуют разработчики, режим Diff позволяет гораздо точнее найти грань между исходной картинкой и наложенной на нее в процессе записи-воспроизведения шумами. Предлагаемая мной методика повторяет рекомендованную разработчиками, но с некоторыми изменениями:
После установки значений всех порогов не мешает проверить результат контрольным воспроизведением в режиме Diff и в случае необходимости скорректировать настройки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Примеры работы с фильтром |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Приведенные ниже скриншоты сделаны по итогам реальной работы с материалом, где стояла задача не "улучшить" изображение, а подготовить захваченный с аналогового источника (Video 8) клип к дальнейшей работе, включая сжатие по алгоритмам DV и MPEG2. На мой взгляд, они являются не только иллюстрацией возможностей WNR, но и помогают непосредственно увидеть шумы, вносимые аналоговой аппаратурой записи-воспроизведения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Кадр на входе WNR |
Кадр на выходе WNR |
||||||||||||||||||||||||||||||||
На первый взгляд, эти кадры мало отличаются друг от друга, я считаю это правильным: один из основных принципов применения фильтров - "не навреди". Но с точки зрения алгоритмов сжатия эти кадры отличаются кардинально. Вот что мы получили на самом деле: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Удаленный из кадра шум (режим Diff) |
Выбранные параметры фильтрции |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Шумы, которые хорошо видно на последнем кадре, являются довольно трудной задачей практически для всех алгоритмов сжатия. При этом, сам шум часто бывает незаметен на исходном материале и, тем более, на закодированном. Но тем не менее, на него может уходить значительная часть битрейта, что отрицательно сказывается на качестве получаемых результатов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Следующие кадры демонстрируют возможности WNR по настройке оптимальных параметров фильтрации. Скриншоты сделаны для компоненты яркости (Y) при разных значениях Threshold: слева направо расположены кадры со значениями "1" для всех (Xn,Yn), затем при оптимальных настройках (см. таблицу выше) и завершают ряды кадры с максимальными (255) значениями. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Выбор конкретного режима настройки зависит от желаемого результата. В режиме Diff удобнее добиваться максимального качества при кодировании на высоких битрейтах, режим High может быть более полезен, когда стоит задача снижения битрейта при последующем кодировании. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Системные требования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторские права |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Опубликовано TAB 09.08.2004 г. любое использование материалов статьи допускается только с разрешения автора |
|||||||||||||||||||||||||||||||||